МОУ "СОШ п. Бурный им. П.В. Волоха"
Саратовская область, Энгельсский район, п. Бурный
  • Функциональная грамотность

    Функциональная грамотность – это способность применять знания, полученные в школе, для решения повседневных задач. Для того, чтобы быть успешным в обучении, ребенок должен прежде всего уметь работать с информацией: находить её, отделять нужное от ненужного, проверять факты, анализировать, обобщать и – что очень важно – перекладывать на собственный опыт. 
    Читательская грамотность - способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширить свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
    Естественно-научная грамотность - способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями.
    Математическая грамотность - способность человека мыслить математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических контекстах.
    Финансовая грамотность - знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
    Креативное мышление - умение смотреть на вещи с уникальной точки зрения, замечать неочевидные закономерности, подходить к решению проблем нетрадиционно и использовать воображение при выполнении задач.
    Глобальные компетенции - способность критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия; осознать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия могут оказывать влияние на восприятие, суждения и взгляды – наши собственные и других людей; вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.

    Нормативно-правовые документы:

    Федеральный уровень

    Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»
    ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ от 26 декабря 2017 года №1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (с изменениями и дополнениями)
    ПРИКАЗ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, Министерства просвещения РФ и Министерства науки и высшего образования РФ от 18 декабря 2019 года №1684/694/1377 №Об осуществлении Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, Министерством просвещения Российской Федерации и Министерством науки и высшего образования Российской Федерации мониторинга системы образования в части результатов национальных и международных исследований качества образования и иных аналогичных оценочных мероприятий, а также результатов участия обучающихся в указанных исследованиях и мероприятиях» (с изменениями и дополнениями)
    Письмо Минпросвещения России от 14.09.2021 № 03-1510 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности»
    Письмо Минпросвещения РФ от 21.01.2021 г.  №ТВ-94/04 "Об  электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности"
    ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РФ от 25 октября 2019 года №МП-П-3591 «О рекомендациях парламентских слушаний. Поручение Правительства Российской Федерации от 12 августа 2019 г. № ТГ-П8-6838»
    Приказ Министерства Просвещения РФ от 06.05.2019 № 219 «Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в ОО на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся»
    Письмо Министерства просвещения РФ от 12 сентября 2019 года № ТС-2176/04 «О материалах для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся»
    Функциональная грамотность школьников как актуальный результат образования

    Региональный уровень

    Приказ министерства образования Саратовской области от 19 сентября 2023 года №1641 «Об утверждении плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Саратовской области, на 2023/2024 учебный год»
    Приказ министерства образования Саратовской области от 25 июля 2022 года №1122 «Об утверждении Концепции региональной системы оценки качества образования в Саратовской области»
    Приказ министерства образования Саратовской области от 8 сентября 2022 года №1472 «Об утверждении плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Саратовской области, на 2022/2023 учебный год»
    Приказ министерства образования Саратовской области от 21 сентября 2021 года №1611 «Об утверждении плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Саратовской области, на 2021/2022 учебный год»
    Аналитическая справка по результатам исследования развития функциональной грамотности в рамках мониторинга оценки качества образования в общеобразовательных организациях Саратовской области
    «Реализация комплекса мер, направленных на формирование функциональной грамотности обучающихся»

    Муниципальный уровень

    Приказ комитета по образованию администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области от 27.09.2023 № 862-од "Об утверждении Плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций, подведомственных комитету на 2023-2024 учебный год
    Приказ комитета по образованию администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области от 16.09.2022 г. № 616-од "Об  утверждении плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций, подведомственных комитету по образованию администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области, на 2022/2023 учебный год
    План по реализации мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Саратовской области, на 2022/2023 учебный год»
    Приказ от 31.10.2022г.№ 511-од «Об итогах проведения совещания для школьных координаторов, курирующих формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций, подведомственных комитету по образованию администрации Энгельсского муниципального района, в 2022/2023 учебном году"
    План по реализации мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций, подведомственных комитету по образованию администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области, на 2021/2022 учебный год

    Школьный уровень

    Приказ "Об утверждении плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся МОУ "СОШ п. Бурный им. П.В. Волоха" на 2023/2024 учебный год"
    План мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся МОУ "СОШ п. Бурный им. П.В. Волоха" на 2023/2024 учебный год
    План мероприятий по формированию функциональной грамотности обучающихся на 2022/2023 учебный год
    Приказ "Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся"

    Диагностические материалы

    Готовимся к PISA-22

    Примеры открытых заданий PISA (по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач)

    Открытые задания PISA

    Материалы Института стратегии развития образования РАО

    Минпросвещения России информирует об открытии доступа к электронному банку тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности.

    Областью применения Платформы является процедура проведения тренировочных работ по направлениям функциональной грамотности (читательской, математической, естественнонаучной) обучающихся 8-х и 9-х классов, включающая в себя:

    - формирование банка заданий;
    - формирование проектов тренировочных работ;
    - прохождение тренировочной работы  обучающимися в режиме реального времени;
    - проверку развернутых ответов экспертами;
    - накопление, хранение и обработку результатов тренировочных работ.

    На Платформе можно авторизоваться при помощи учетной записи Российской электронной школы (далее - РЭШ).

    В случае если учетная запись в РЭШ отсутствует, необходимо пройти регистрацию в РЭШ.

    После авторизации на Платформе становится доступен функционал создания мероприятий с выбором даты, контрольно-измерительного материала (КИМ) с направлением функциональной грамотности, наименованием мероприятия, а также с указанием количества обучающихся – участников мероприятия. После прохождения работы обучающимися у учителя на странице с мероприятиями будет отображаться прогресс прохождения работы детьми, а также появится уведомление о необходимости ее проверки.

    В целях обеспечения возможности повторного участия в мероприятии обучающихся, которые ранее уже выполняли тренировочную работу на Платформе, будут доступны новые варианты КИМ.

    - Математическая и финансовая грамотность в основной школе: как использовать знания в жизни
    -
    Родительское собрание "Функциональная грамотность в вопросах и ответах
    -
    Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности
    -
    Подробная инструкция по работе с системой
    -
    Запись вебинара «Формирование и оценка функциональной грамотности»  (1, 2)
    - Всероссийский семинар «Формирование и оценка функциональной грамотности»
    - Публичная лекция «Педагог XXI века: ключевые навыки». Е.И. Казакова, директор института педагогики СПбГУ
    - Дискуссионный клуб со студенческими лидерами общественного мнения педагогических вузов.
    - Лекция «Успеваемость и неуспеваемость: почему дети испытывают трудности в обучении».

    Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы) по направлениям:

    - Читательская грамотность
    -
    Математическая грамотность
    -
    Естественнонаучная грамотность
    -
    Глобальные компетенции
    -
    Финансовая грамотность
    - Креативное мышление

    Демонстрационные материалы по функциональной грамотности
    Конференции, семинары по функциональной грамотности

    2022-2023

    ПЛАН (дорожная карта) мероприятий по формированию (развитию) функциональной грамотности обучающихся

    (23.03.23) Игры по финансовой грамотности

    (22.03.23) Международная олимпиада по финансовой безопасности

    (22.03.23) Акция «Всероссийские недели финансовой грамотности»

    (16.03.23) Семинар «Финансовая грамотность в урочной и внеурочной деятельности»

    (07.03.23) Олимпиада по финансовой грамотности

    (01.03.23) Олимпиада по финансовой грамотности

    (21.02.23) Приглашение на вебинар «Преподавание основ финансовой грамотности с учетом обновленных ФГОС»

    (07.02.23) Запуск весенней сессии Онлайн-уроков финансовой грамотности

    (19.01.23)  Открыта регистрация на весеннюю сессию онлайн-уроков финансовой грамотности

    2021-2022

    С 5 по 8 апреля в школе прошли уроки функциональной грамотности

    Неперсонифицированный опрос родителей (законных представителей) по вопросу важности формирования функциональной (читательской) грамотности для обучающихся 2-8 классов

    6-10 декабря 2021 Марафон функциональной грамотности (2)

    Что значит "быть грамотным"

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie